№4, 20.08.2002
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ТАТАРАМ ВСЕГО МИРА Агдас БУРГАНОВ Дорогие сородичи! 28-го августа с.г. состоится знаменательное событие, свидетельствующее о том, что мы есть, мы не исчезли как нация, мы намерены быть и дальше. Соберутся наши люди со всех концов света. Уже сам факт встречи представителей нации, волею исторических судеб разбросанной по всем углам Земли, заслуживает всяческого одобрения, ибо “Бер курешу – узе бер гумер”, исстари сказано нашими мудрыми предками. Спасибо руководству Республики Татарстан, изыскавшему возможность подарить соплеменникам радость общения, хотя бы на миг. Но меня беспокоит опыт работы первых двух курултаев и главное – результаты деятельности созданного ими Исполкома Всемирного конгресса. Они, на мой взгляд (и не только на мой), мизерные. Исполком в значительной мере был составлен представителями номенклатуры, “свадебными генералами”, гораздыми ездить по сабантуям, в которые превращали и так называемые “выездные” заседания в отдельных регионах. Для себя, разумеется. Деловой работы по настоящему объединению татар не ощущалось. Время безбожно упущено. Такие же результаты по деятельности Федеральной национально-культурной автономии. Иными они и не могли быть при том же руководстве. Названная автономия объединяет несколько сот наиболее активных политиков и политиканов, создавших местные автономии для нескольких десятков такого же типа людей. Нередко саботирующих единение нации склоками. Основная причина недееспособности автономий – неработающий федеральный закон, согласно которому они, во-первых, будучи нищими общественными объединениями, совершенно лишены каких бы то ни было средств для деятельности, во-вторых, объединяют не физических лиц, граждан, которые в своем большинстве и не знают об их существовании, а бумажных “юридических лиц”, то есть тех же “активистов”. Но при желании и вопреки замыслам авторов этого закона, можно было сделать кое-что, кроме организации сабантуев. Если бы во главе их стояли заинтересованные в сбережении нации люди. В их же числе немало прямых противников возрождения нации и ее культуры. (Наглядные примеры: широко развернутая деятельность с немалыми результатами автономии татар Московской области; результативно работает объединение татар под руководством Баязитова, не входящее в автономию. И показуха в деятельности автономии г. Москвы, имеющей значительно большие возможности, вовсе не используемые). Я не против сабантуев, они должны быть, они сегодня – единственно реальное, зовущее татар пообщаться друг с другом хотя бы раз в году. Но ограничиваться ими только нельзя. Руководство Конгресса и ФТНКА может сослаться на работу нескольких воскресных школ и школ с татарским компонентом, самодеятельных кружков. Однако это – всего лишь отговорки. Дело в том, что положение нации, я бы сказал, далеко не праздничное, предкатастрофическое: через одно-два поколения в диаспорах и национальных территориях за пределами РТ (а там три четверти нации!) родной язык исчезнет, о национальной культуре, обычаях и говорить не приходится. Наводит на грустные размышления, можно сказать, полное отсутствие татарского меценатства для нужд национального движения. Не потому ли, что некоторых руководителей наших организаций это вполне устраивает. Они, возможно, и без этого не в обиде ... Уважаемые соплеменники! Нам ждать помощи неоткуда, не от кого. Да и не нужно. Возьмем курс на самодостаточность каждого татарина и в целом – на экономическую независимость нации. Мы – нация, историей воспитанная предприимчивой; татары умеют ценить богатство, многие добиваются его. Нищих татар нет. Не мешает вспомнить, что татары стояли у истоков формирования единой русской нации, содействуя ей в этом великом деле и объективно (нашествием, не преследовавшим цели истребления нации), и субъективно, всячески поддерживая православную церковь и Московское княжество, его кровавую борьбу за единение русских земель. Сегодня сами уподобляемся русским периода раннего средневековья, когда Русь состояла из враждующих друг с другом княжеств. Мало чем отличаемся от “старшего брата” по его исконной традиции пьянства. Нам бы следовало учиться у евреев, которых еще недавно за нацию-то не считали (по “теории” Сталина). Но они, благодаря созданному ими в тяжелейших условиях всеобщей дискриминации (вплоть до геноцида) национальному капиталу и трезвому образу жизни сумели воссоздать свое самостоятельное государство и даже ныне возрождают, казалось бы, вовсе утерянный родной язык. К сожалению, а вернее сказать – к счастью, у нас, в отличие от некоторых “великих” наций, нет силовых возможностей объединять свою нацию, заодно прихватывая и некоторые другие народы, не желающие жить с ней вместе. И никто нам не поможет в святом деле единения нации. Скорее, наоборот: ищут малейшие щели для растаскивания нации по генетическим, географическим, конфессиональным “квартирам”. С помощью наших же наиболее “прогрессивно”-продвинутых в слиянии с другими нациями людей. Но теперь возникла и утверждается возможность единения нации на рыночных основаниях. Нужно проявлять инициативу с низов, максимально организовываться во взаимопомощи. Преодолеть наш великий национальный недостаток – неумение организовываться. Это – неотложнейшая задача. Понимание этого, кажется, начинается: так, например, московские татары создают свое потребительское общество для удовлетворения материальных потребностей национального характера. Пример, достойный подражания. Следует помочь нашим мастеровым людям и желающим стать мастерами будь то в народных промыслах или иных отраслях производства, торговли и т.п.; в организации соответствующих производственных, кооперативных объединений; интеллигенции надо шире развернуть давно начатое в некоторых регионах дело по созданию клубов интеллектуалов, различного рода самодеятельных кружков по овладению родным языком, национальной культурой, действенно помогающие нашим людям вести жизнь в труде и без пьянства, способствующие созданию нравственно-здоровых национальных семей, воспитанию подрастающего поколения и т.д. Думается, что именно такого рода работа самих низов и послужит фактическому объединению татар; нынешние верхушечные объединения должны целеустремить свою работу, как раз, в этом направлении. Идея “Большого Татарстана” (Р.С. Хакимов) может стать явью только на этом пути взаимодействия всех татар через рынок, чему должны посвятить себя, свою деятельность все наши общественные, самодеятельные организации. В первую очередь национально-культурные автономии и Всемирный конгресс, которые должны работать в одной упряжке с Республикой Татарстан. Не в качестве, однако, иждивенцев на шее одной четвертой нации, сами представляя ее три четверти. Более того, они обязаны спонсировать развитие своего, чудом уцелевшего, маленького государства. И это им по силам при надлежащей организации движения по формуле “Три С”: самодеятельность, самодостаточность, самостоятельность. Вот наши девизы. Уверен: другого просто не дано. И, слава Аллаху, что мы не можем, да и не желаем прибегать к другим средствам борьбы. Нам удобен мирный путь через максимальное развитие всех и каждого в отдельности. Это мы можем. Мы в таком качестве рождены природой. Так будем же действовать! На З-м курултае чрезвычайно важно обдумать вопрос о том, как превратить Федеральную национально-культурную автономию в реальную работающую организацию на общественно-государственных началах. Одно из двух: либо добиться принятия соответствующего закона Государственной думой, если же это не удастся, созвать Учредительное собрание для избрания Милли меджлиса (законодательного собрания) и Национального управления ФТНКА (по опыту 1917 года). Этим положим начало формальному объединению всех татар России. В условиях российской перемещенности наций национально-культурная автономия – единственно реальный путь сбережения наций через их культурно-языковое единение. Предлагаемая кое-кем территориальная автономизация татар, компактно проживающих на своих исторических родинах за пределами РТ, комплексно не решает задачу сбережения и развития нации, во-первых, потому, что отсутствует координирующий центр на федеральном уровне, во-вторых, вне поля зрения остается многомиллионная диаспора. Названные задачи решаемы Федеральной автономией. Естественно, не нынешней, а дееспособной, будущей на основе нового закона. Такое решение взаимовыгодно, то есть и федеральному центру, Таким путем можно выправить роковую ошибку большевиков, построивших имперское государство на принципе территориального самоопределения титульных наций. Эта ошибка послужила формальным основанием для развала СССР. Она для внешней России сегодня неисправима. Но внутренняя, то есть сама, Россия еще может избежать ее пагубных последствий государственным строительством на принципе национально-культурной автономии буквально для всех наций, всех их частей и в масштабе всей страны с центрами в нынешних национальных республиках. Предвидимые благие результаты этого очевидны: во-первых, национальный вопрос перестает быть конфликтным (к примеру, территориальные споры вообще снимаются), во-вторых, он полностью передается в ведение самих наций, в-третьих, за федеральным центром остается лишь координация взаимоотношений между автономиями и оказание той или иной помощи в необходимых случаях. Свалив со своих плеч эту неподъемную ношу, федеральный центр со своими общероссийскими парламентом и правительством в полную силу займется тем, чем ему положено по статусу – решением общегосударственных задач. Очень важно, чтобы 3-й всемирный съезд татар стал работающим форумом, на котором по-меньше бы было речей ничего не сделавших для движения политиканов в ура-патриотическом духе (в смысле толстовского определения как последнего прибежища негодяев); побольше бы деловых рекомендаций. Съезд должен избрать работоспособное руководство Исполкома. Его президентом надо избрать “масштабную” личность, способную наряду с президентом РТ работать над сбережением и укреплением татарского государства как базы возрождения нации, умеющую наладить взаимосвязь и взаимозависимость татар всего мира. Нужен человек, специально только этой цели себя посвятивший, ничем другим не занимающийся, не уделяющий ей лишь “свободное” время, остающееся от кормящих его совмещаемых им должностей. Надо решительно преодолеть наследие послеленинской коммунистической кадровой политики, суть которой – исключение в коллективе соревновательности по отношению к лидеру, отсюда неизбежное следствие: челядь, его окружающая, намного менее даровитая; в случаях же, когда сам лидер обижен талантами, в его окружении царствует беспросветная тупость. Категорический императив времени: выдвигать на высокие посты самых даровитых, независимых по характеру, некорыстных деятелей. Рыночное бытие не терпит дураков. Особенно, как показал опыт работы Исполкома конгресса и ФТНКА, амбициозных, случайно оказавшихся на пьедестале большой политики, не имея к тому серьезных оснований, кроме, пожалуй, подчас учености среднего уровня. Надо работать с народом, в народе, с каждым татарином! Всерьез озаботимся сбережением нации! Доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии политических наук (Москва), почетный член АН Татарстана Агдас Хусаинович Бурганов 06.08.2002
© «ТАТАРСКАЯ ГАЗЕТА» |